О молодежном экстремизме

Обсудить на форуме
img

Экстремизм особенен в молодежной среде - определяются переходным характером становления и вытекает как социальная группа из природы молодежи. 

Молодежь - становящийся субъект общественного воспроизводства, поэтому её социальное положение характеризуется неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных отношений, неопределенностью социальных идентификаций.

Причины молодежного экстремизма многообразны и обуславливаются разными факторами. Первая причина, объясняет данный феномен сущностными чертами этого возраста. Холл С.  определял юность как период "бури и натиска". В это время молодые люди ищут разнообразные новые ощущения.

Вторая причина, это проблемы поиска идентичности - молодежь начинает игнорировать социальные нормы и ценности и общепризнанные правила поведения в обществе, что ведет к неприязни, перерастающие во враждебность, которые  следует искать в самооценке индивида и оценки социальных групп.

Третья причина молодежного экстремизма относится к формированию комплекса авторитарной личности. Согласно теории Т. Адорню авторитарная личность характеризуется стремлением наказывать нарушителей принятых норм. Формы реального насилия в отношении посторонних, т.е. "чужаков" проявляются, когда авторитет как социальная группа  высказывают одобрение агрессии. Экстремисты как правило не воспринимают противников в качестве людей и из - за этого ощущают моральное оправдание, не сострадают к своим жертвам.

Четвертая причина, господствующая культура социума влияет на экстремистское поведение. Фактор, провоцирующий на молодежный экстремизм, оправдывает и сохраняет ключевой признак современной цивилизации, которой является неприятие насилия и культуры насилия в обществе. Феномен культур насилия основывается на признании насилия как социальной ценности и связывается с авторитарными тенденциями.

Распространенность экстремистских идей в текстах песен, в литературе, в материалах интернета играет свою роль. Но для понимания экстремизма, не выводя её из идеологии, стоит изучить причины принятия молодыми людьми таких крайних идей и способов поведения.

В моменты потрясений и переломов в обществе и в государстве в целом, когда образуется вакуум ценностей, происходят изменения материальных показателей, существенно деформируются условия и образ жизни людей, экстремизм является трудно изживаемой и наиболее опасных характеристик общественного бытия. В этих факторах, усиливающие или ослабляющие этот процесс, доминирует эмоциональный уровень восприятия событий, часто в максималистской и гиперболизированной форме. Такой тип проявляется в таких формах поведения, характеризующиеся агрессивностью, склонностью к риску, отклонениями от общепринятых норм, или наоборот – подавленностью, депрессией, пассивностью. Также экстремальные формы реакции на действительность связаны с завышенными ожиданиями, присущими молодежи, и при столкновении с трудностями, возникающие на пути осуществления завышенных ожиданий, молодой человек, не находящий пути решения их преодоления, впадает в состояние фрустрации. Недостаточная фрустрационная толерантность и, не окрепшая, в силу возраста устойчивость к стрессам мешает молодежи найти выход из сложившейся ситуации – ответной реакцией является агрессивность, которая иногда приобретает крайние формы фанатизма.

Таким образом, под экстремальностью как сущностной характеристикой молодежи понимаются различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях. В форме общественного настроения экстремальность становится силой, способной захватить и объединить их для достижения определенной цели. Уровень и направленность настроений связаны с изменением социального положения молодежи.

Сущность молодежного экстремизма определяется социально-групповыми особенностями сознания молодежи, а формы проявления связаны с особенностями еѐ социального поведения. Молодежь, как социально-демографическая группа, является частью общества и индивидуально отражает каждого этапа его развития. И для его профилактики следует четко знать его причины, формирующиеся в несовершенстве самого общества, в недостатках государственной молодежной политики от его проявления, имеющих социально-групповую специфику.

В период после 1996 года основными врагами нового поколения националистических экстремистов стали мигранты и иностранцы, которых националисты различными методами начали выживать из «традиционно русских» городов. Уровень прямого насилия при этом резко вырос. Погромы и серийные убийства на почве расовой ненависти стали абсолютно новым явлением для городов России, но быстро получили распространение.

Кроме большого количества групп скинхедов и активных болельщиков спортивных команд, прежде всего футбольных, заметными категориями экстремистов являются организации казаков и небольшие террористические группы, состоящие из ветеранов «славянских» войн первой половины 1990-х (Приднестровья, Абхазии, Сербии) и участников путча в Москве в октябре 1993 года, а также их последователей. Среди самых заметных акций последних: обстрелы из гранатометов американского посольства в Москве в 1995 и 1999 годах, покушение на бывшего главу администрации президента, а ныне руководителя государственной энергетической компании РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса и подрыв поезда Грозный-Москва на территории Московской области в 2005 году.

Следует обратить внимание на то, что работа по формированию толерантности должна проводиться на уровне вуза. В учебных заведениях различных стран показала свою эффективность концепция поликультурного образования. В основе поликультурного образования лежит осознание личностью своей культурной принадлежности и глубокое освоение и присвоение своей культуры. Поликультурное образование призвано формировать у студентов культуру межнационального общения. Она является органической частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры.

Как следует из полученной в ходе исследования информации, почти каждый второй студент Якутского госуниверситета (47,1 %) отмечает, что в университете не существует проблем межнационального характера, не задумывались об этом – 29,4 %.

Формирование культуры межнационального общения в вузе требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого уровня. Учеба в вузе составляет основу духовного становления человека, выступая важнейшим условием овладения им человеческой культурой. Поэтому огромная роль в нем принадлежит организации учебно-воспитательной работы по развитию соответствующего миропонимания, развертыванию толерантных отношений, формированию многонационального коллектива и созданию условий для самореализации личности в нем [4].

Воспитание толерантного сознания предполагает формирование у каждого человека понимания универсальных человеческих ценностей и моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, с другими, природой и обществом. Коммуникативная толерантность представляет собой наблюдаемую и подверженную педагогическому и воспитательному воздействию форму проявления установок толерантного сознания.

В России применяются все меры профилактики молодежного экстремизма. Недавно Президент России подписал закон, ужесточающий уголовную ответственность за экстремизм. Проходят множества конференции с борьбой экстремизма в молодежной среде. В последнее время стало проявляться неприязнь других рас и вероисповедании в такой многонациональной стране. И для ее борьбы стоит обратить внимание на воспитание и образование молодежи, ведь будущее поколение - будущее нашей страны.


Автор: Ларионова К.Ж