Вопросы противодействия финансированию терроризма

Обсудить на форуме
img

 

Человечество на каждом этапе своего существования сталкивается с вызовами и угрозами собственной безопасности (политического, экономического, экологического, культурного, социального, техногенного и другого характера). 

Терроризм стоит в числе наиболее воспроизводимых негативных явлений в современной действительности. Стратегия национальной безопасности  Российской Федерации одним из источников угроз государственной и общественной безопасности называет деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную на насильственное изменение конституционного строя РФ, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушению функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной ин6фраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладением оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ.

Динамика зарегистрированных преступлений террористической направленности в России за последние пять лет имеет тенденцию к устойчивому росту (см. таблицу).

Осознавая опасность угрозы терроризма, государство и общество формируют и реализуют политику по противодействию указанному явлению всем имеющимся инструментарием (политические, экономические, правовые, информационные, культурно - образовательные, организационно - технические, технологические, психологические и другие меры).

Любая деятельность человека в обществе связана и основывается на ее материально - финансовом обеспечении, и террористическая деятельность не является исключением. Одной из основных тенденций современного терроризма является повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально - технической оснащенности террористических организаций.

Год 2011    2012 2013 2014 2015 2016
Зарегистрировано преступлений террористического
характера в Российской Федерации
622 637 661 1127 1531 2214

При этом террористы используя уязвимость и доступные возможности легальных финансовых инструментов, а также незаконные источники и каналы финансирования, активно применяют современные технологии для создания, развития и поддержания террористической инфраструктуры.

В рамках правового предупреждения терроризма особое внимание должно уделяться реализации принципа неотвратимости наказания за его финансирование. В связи с этим рассмотрим организационные и правовые аспекты противодействия финансированию терроризма в России.

Говоря об источниках финансово - материальных ресурсов терроризма, можно определить основные из них:

  1. налоги, сборы, штрафы на контролируемой территории или с определением групп населения; 
  2. захват, конфискацию, вымогательства, хищения финансово - материальных ресурсов; 
  3. похищение людей в целях получения выкупа, нелегальную торговлю людьми, создание системы рабовладения;
  4. оборот культурных, исторических и религиозных артефактов и объектов;
  5. оборот  оружия, наркотиков, природных, промышленных и сельскохозяйственных ресурсов;
  6. пожертвования (от государств, юридических и физических лиц);
  7. личные материально - финансовые средства, полученные от законной экономической деятельности, и др.

Каналы финансирования терроризма, т.е. способы перераспределения и доставки средств весьма разнообразны - это и контрабанда наличных средств с использованием курьеров, и альтернативные системы перевода денежных средств и банковских каналов, например "хавала", и предварительно оплаченные карты, и виртуальные валюты. Кроме того, также используются и банковские каналы.

Как видим, источники получения средств для финансирования терроризма достаточно многообразны и могут быть как законными, так и незаконными.

К правовым основам противодействию финансированию терроризма относятся: 

    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью - Йорке 9 декабря 1999 г.) - называет преступлением предоставление средств или осуществления их сбора в целях террористической деятельности. Понятие " средства" в Конвенции означает активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими;
    • Федеральный закон от 6 марта 2006 года. N35 - ФЗ " О противодействии терроризму" - это важнейшие межотраслевой нормативный правовой акт, который содержит в себе основные понятия, принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
    • Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 115 - ФЗ " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;  
    • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - предусматривает административную ответственность за деяния, связанные с финансированием терроризма (ст.15.27, ст.15.27.1);
    • Уголовный кодекс Российской Федерации - предусматривает уголовную ответственность за финансирование террористической деятельности (ч.1 ст. 205.1, ч.1 ст.208, ч.2 ст. 361)

нормативно правовые акты Президента РФ: 

  • указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. №808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу";
  • указ Президента РФ от 18 ноября 2015 года № 562 " О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма";
  • указ Президента РФ от 26 декабря 2015 года № 664  О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму" и др.

нормативно правовые акты Правительства РФ:

  • приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 21 сентября 2016 г. № 304 " О межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

Как можем отметить, с точки зрения правового обеспечения противодействия финансированию терроризма в России выстроена и наличествует слаженная система в России нормативных актов в рассматриваемой сфере, также определен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма, - Это Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115 - ФЗ под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

В ст. 3 Федерального закона от  6 марта 2006 г. № 35 ФЗ " О противодействии терроризму" дается полное понятие террористической деятельности, которая включает в себя: 

  1. организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
  2. подстрекательство к террористическому акту;
  3. организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
  4. вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  5. информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  6. пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Из анализа представленного описания террористической деятельности возникает вопрос о том, что в указанном понятии происходит упоминание только о финансировании террористического акт, что фактически сужает организационно - правовые основы для противодействия терроризму, состоящего из системы взглядов и практики их реализации а также нарушает логику построения понятийного аппарата по объему содержания.

При этом если обратиться к российскому уголовному законодательству, которое должно фактически реализовывать криминализацию террористической деятельности, то мы встречаем более расширенное толкование понятия финансирования терроризма в ч. 1 ст. 205.1 УК РФ, являющегося одной из разновидностей содействия террористической деятельности и раскрываемого в примечании 1 к ст. 205.1 УК РФ идентично понятию финансирования терроризма, содержащегося в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, за исключением отсутствия упоминания ст. 361 УК РФ. Российский уголовный закон содержит три состава преступления, предусматривающих уголовную ответственность за финансирование терроризма, – это ч. 1 ст. 205.1, ч. 1 ст. 208, ч. 2 ст. 361 УК РФ. При этом возникает дисбаланс в толковании признаков составов преступлений, когда правоприменителю в зависимости от выбранной нормы требуется обращаться к различным источникам для квалификации деяний в виде финансирования терроризма (примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ или ст.3 Федерального закона от от 7 августа 2001 г.. № 115 - ФЗ ). В связи с этим считаем возможным унифицировать примечание 1 к ст. 205.1 УК РФ и добавить в него упоминание ст. 361 УК РФ, что будет коррелировать с логикой построения норм, предусмотренных ч.1 ст. 205.1, ст. 205.2, ст. 205.3, ст. 205.4, ст. 205.6 УК РФ.

В связи с указанным для согласования и унификации антитеррористического законодательства считаем возможным включить в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в понятие террористической деятельности пункт «ж» – финансирование терроризма.

Актуальной проблемой в связи с финансированием терроризма является внедрение и использование со- временных информационно-телекоммуникационных технологий. Принимаются меры по противодействию угрозе злонамеренного использования информационно-коммуникационных технологий. Однако киберэкосистема по-прежнему развивается весьма динамично и быстро адаптируется под вновь разработанные меры противодействия. Дополнительные трудности создает использование «темного Интернета» и других анонимных сервисов.

Так, например, в современной цифровой практике распространился такой инструмент, как криптовалюты (виртуальные валюты, денежные суррогаты) Криптовалютами традиционно называют электронные платежные средства, учет операций с которыми происходит децентрализовано на основе заранее установленных правил (протокола) без участия внешнего администрирования. При этом все трансакции, как правило, абсолютно прозрачны и доступны как регулятору, так и любому участнику системы. Правила (протокол) учета операций с криптовалютами обычно основаны на технологии blockchain (цепочки блоков).

Отсутствие эмиссионного центра, а также анонимность указанной технологии ставит под вопрос возможность контролировать трансакции с их использованием, а также возможность заморозить (блокировать) денежные средства в случае финансирования терроризма. Это требует проецирования будущего с целью оценки рисков криптовалют и включения в правовое поле этих технологий.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в России в рамках общегосударственной противодействия терроризму созданы организационно - правовые предпосылки активного противодействия финансированию терроризма, которое, несомненно, нуждается анализе и  совершенствовании с учетом особенностей практики обеспечения террористической деятельности, а также широкого спектра как легальных, так и нелегальных возможностей оказания финансовой помощи в такой детятельности.


Косарев Максим Николаевич, 

доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, 
кандидат юридических наук, доцент