Роль Национального антитеррористического комитета Российской Федерации в системе координационной деятельности по борьбе с терроризмом

Обсудить на форуме
img

 

В условиях напряженной обстановки для обеспечения эффективного противодействия терроризму на передний план перед НАКом встали вопросы объединения усилия, консолидации сил и средств государственных структур, органов местного самоуправления, общественных и иных образований посредством осуществления тесного взаимодействия и координации действий всех субъектов и других участников антитеррористической деятельности.

Значимым в этом противодействии явилось и обеспечение тесного международного сотрудничества, целенаправленной деятельности всех стран мира по борьбе с терроризмом, создании международной антитеррористической коалиции. При этом данная согласованная и, как правило, совместная деятельность осуществляется с учетом особенности борьбы с насильственными экстремистскими проявлениями и, особенно, преступлениями террористической направленности, специфики предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования подобных преступлений, а также выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации в рамках реализации антитеррористических мер сложилась определенная система координационной деятельности, действующая на всех уровнях публичной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 " О мерах по противодействию терроризму" в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму образован Национальный антитеррористический комитет. Также этим Указом Президента РФ утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете.

В соответствии с данным положением НАК является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

НАК в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ , а также утвержденными положением о данном комитете.

НАК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в в субъектах РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и организациями.

Основными задачами комитета являются: 

  •  подготовка предложений Президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области; 
  • координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах РФ, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; 
  • участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
  • решение иных задач, предусмотренных законодательством РФ по противодействию терроризму.

Для осуществления своих задач НАК имеет право: 

  • принимать решения, касающихся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;
  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
  • создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений НАК;
  • привлекать для участия в работе НАК должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия)'
  • вносить в установленном порядке предложения по вопросам требующих решения Президента РФ или Правительства РФ.

Решения НАК являются обязательными для исполнения, а за неисполнение решения для коллегиального органа, координирующего деятельность по противодействию терроризму, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5.1 КоАП РФ. 

Также в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявления в субъектах Российской Федерации образованы антитеррористические комиссии (АТК). 

Для организации межведомственного взаимодействия, планирования и применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАКа были образованы Федеральный оперативный штаб (ФОШ) и оперативные штабы в субъектах РФ. Кроме того, в целях координации антитеррористической деятельности на транспорте в субъектах РФ образованы координационные Советы по антитеррористической и противодиверсионной защите объектов транспорта.  На уровне муниципальных образований функционируют муниципальные антитеррористические комиссии.

Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в противодействии экстремизму, образована межведомственная комиссия по противодействию экстремизму под председательством Министра внутренних дел России. 

Кроме указанных органов, непосредственно осуществляющих координационную деятельность в сфере противодействия терроризму и экстремизму, функцию координации в этой сфере осуществляют также координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах РФ при руководителях высших исполнительных органов государственной власти РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 2010 г. № 1535 " О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".

Согласно Федеральному закону от 18 апреля 2018 г. №82 - ФЗ " О внесении изменений в статьи 5 и 5.5 Федерального закона " О противодействии терроризму" в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма,  а также минимизации (или) ликвидации последствий его проявления по решению Президента РФ в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных лиц.

Исходя из этого, можно предположить, что данная предупредительная координационная деятельность не превратится в пустую формальность, а будет являться действенным средством обеспечения своевременного и качественного выполнения скоординированных мер по противодействию терроризму и экстремизму на муниципальном уровне.       

Значительный вклад в осуществление координационной деятельности в рассматриваемой сфере вносят органы прокуратуры, реализуя функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в соответствии с Законом о прокуратуре (ст.1,8) и Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В рамках этой и иной прокурорской деятельности прокуроры принимают активное участие в работе перечисленных координационных органах.

Так, один из заместителей Генерального прокурора РФ в обязательном порядке участвует в заседаниях межведомственной комиссии по противодействию экстремизму по председательством Министра внутренних дел России. Прокуроры субъектов РФ на постоянной основе принимают участие в заседаниях координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, проводимых руководителями высших исполнительных органов государственной власти регионов. Также прокуроры принимают участие в деятельности и других координационных органов, осуществляющих функции противодействия терроризму.

Учитывая, что деятельность террористических группировок нуждается в соответствующей финансовой поддержке, во всех странах, в том числе в России, предпринимаются значительные усилия по противодействию финансированию терроризма. При этом успешность такого противодействия во многом обусловлена наличием и функционированием соответствующих координационных механизмов. 

Исходя из этого, в соответствии с Федеральным законом " О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма" Указом Президента РФ от 19 ноября 2015 г. №562 " О Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризму" в качестве межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.

Данная комиссия формируется из числа представителей федеральных органов исполнительной власти. Председателем комиссии по должности является заместитель руководителя одного из федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав этой комиссии. Состав комиссии утверждается Президентом РФ.

Указанная комиссия рассматривает представленные органами и организациями сведения о возможной причастности того или иного лица к террористической деятельности, а также направленные Росфинмониторингом обращения компетентных органов иностранных государств, свидетельствующие о такой причастности.

Кроме того, комиссия проверяет достаточность оснований подозревать личность организации или физического лица к террористической деятельности. При необходимости комиссия вправе принять решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества лица.

В рассматриваемой сфере на основании приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 21 сентября 2016 г. №304 в качестве постоянно действующего координационного органа также образована Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, функционирующая в целях обеспечения согласованных действий МВД России, МИД России, Минкомсвязи России, Минобороны России. Минпромторга России, Минфина России, Минюста России, СВР России, ФНС России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России, ФСТЭК России, ФТС России, Роскомнадзора,  Россвязи, Росфинмониторинга, А также Счетной палаты Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации. На заседании данной комиссии вправе присутствовать Генеральной прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры. 
Существенную роль в обеспечении согласованности действий субъектов антитеррористической деятельности, их эффективного взаимодействия отведена Совету Безопасности РФ,

Международно - правовой аспект координационной деятельности по борьбе с терроризмом законодательно не обозначен, однако согласно ч. 1 ст. 4 Щакона о противодействии терроризму Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями.

Исходя из этого, Россия предпринимает активные действия по решению проблем противодействия терроризму сообща, в рамках ООН, и с трибуны СБ ООН ею предлагалось осуществлять плотное сотрудничество с региональными организациями, включая ОБСЕ, ОДКБ, СНГ и ШОС. Тем более что имеются положительные примеры плодотворного диалога в рамках ШОС, свидетельствующие об эффективности выстраивания межгосударственного общения на основе принципов равноправия, учета интересов друг друга, уважения права государств на выбор  собственной модели развития наглядно. К сожалению, политические разногласия и взаимное недоверие на площадке ООН препятствуют консолидации здоровых сил в координации действий в борьбе с терроризмом и мешают воплотить  в жизнь озвученные Президентом РФ в сентябре 2015 г. на сессии Генассамблеи ООН инициативу по созданию международной антитеррористической коалиции.

Вместе с тем о положительных результатах координации борьбы с преступностью свидетельствуют практика согласованной деятельности в рассматриваемой сфере России и других государств - участников СНГ, которые связаны общностью правовых систем, сходством состоянию и методов борьбы с террористической и экстремистской преступностью, прозрачностью границ, позволяющих развиваться транснациональной преступности.

Значимым фактором в развитии данных координационных отношений выступает стремление к сохранению и развитию в новых условиях традиционных связей между различными органами, в том числе прокуратурами, иными правоохранительными структурами стран, некогда входивших в состав единого государства. 

Организационной формой совместной деятельности прокуратур ближнего зарубежья является Координационный совет генеральных прокуроров государств  - участников СНГ (далее - КСГП). Его деятельность уже при его создании связывалась с обеспечением борьбы с преступностью, прежде всего посягающей на национальную безопасность.

Подводя итог особенностям координационной деятельности в сфере противодействия терроризму, следует отметить, что данная деятельность требует более четкой правовой регламентации, повышения ответственности субъектов антитеррористической деятельности за выполнение согласованных мероприятий, преодоления формализма работы региональных и муниципальных антитеррористических комиссии, принятия дополнительных мер по формированию региональных и муниципальных целевых программ противодействия терроризму. Основными задачами в данной сфере остается повышение эффективности взаимодействия и координации деятельности государственных структур, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, обеспечение высокого уровня согласованности действий и объединения усилий государства и общества по противодействию деструктивным механизмам террористической и экстремистской направленности.

В связи с отсутствием единого законодательного акта по вопросам обеспечения согласованности действий субъектов, осуществляющих борьбу с преступностью, в том числе антитеррористическую деятельность, для решения координационных задач представляется необходимым, как предлагается учеными Университета прокуратуры РФ, принятие федерального закона " Об основах взаимодействия и координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по противодействию преступности, коррупции и иных правонарушениям."

В таком законе целесообразно было бы указать определения взаимодействия  и координации, выделив координацию в качестве организованного на постоянной основе, обязательного, упорядоченного взаимодействия, а также участников взаимодействия и координации, направления, предмет, формы взаимодействия и координации и т.д.

Кроме того, учитывая значимость научного обеспечения антитеррористической деятельности, для повышения эффективности функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму наряду с действующими координационными органами в указанном нормативном акте было бы правильным наделением одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти функциями координатора научных и научно - технических разработок в области противодействия терроризму. 

Совокупность предложенных мер позволило бы повысить действенность координации в рассматриваемой сфере и, соответственно, результативность антитеррористической деятельности.