Прогнозирование, выявление и анализ негативных тенденций террористических вызовов и угроз

Обсудить на форуме
img


Успешность борьбы с терроризмом зависит не только от полноты имеющийся научно обоснованной информации о наблюдаемых негативных тенденциях террористических вызовов и угроз, но и от степени достоверности и своевременности прогноза о тенденциях, которые проявятся в бедующем. Только при этом условии можно организовать адекватную работу по предупреждению терроризма, в том числе путем выявления и превентивного устранения причин и условий , ему способствующих.

 

Значимые сведения о тенденциях террористических вызовов и угроз могут быть получены в результате профессиональной криминологической оценки выявленных характеристик террористической деятельности.

Анализ криминальной ситуации складывающейся на территории России, а также на территориях сопредельных с ней государств, свидетельствует о расширении масштабов географической распространенности терроризма. На протяжении последних лет количество преступлений террористической направленности последовательно увеличивалось, демонстрируя при этом повышение темпов прироста. Если в 2014 г. было зарегистрировано 1128 преступлений, то в 2015 и 2016 гг. 1538 и 2227 преступлений соответственно.

Наибольшее их количество зарегистрировано в Северо-Кавказском федеральном округе. Среди всех регионов по числу зарегистрированных преступлений рассматриваемой категории на протяжении нескольких лет продолжала выделяться Республика Дагестан. 

Складывающаяся до 2017 года тенденция была обусловлена такими обстоятельствами, как: 

  • неблагоприятные международные тенденции распространения террористической угрозы (в том числе со стороны " Исламского государства") на фоне сложной социально - политической ситуации в России;
  • значительное увеличение числа зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 205.1 
  • выявление новых эпизодов террористической деятельности лиц, ранее привлеченных к уголовной ответственности по ст. 205.5, 208 УК РФ (совокупная доля которых в структуре преступлений террористической направленности составляет 73 % );
  • повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению фактов участия россиян и иностранных граждан в незаконных вооруженных формированиях и международных террористических организациях на территориях Ирака и Сирии.

Однако, согласно результатам правоохранительной деятельности , в 2017 г. террористические вызовы и угрозы приобрели обратную тенденцию. В этот период впервые за последние годы отмечено сокращение зарегистрированных преступлений террористической направленности сразу на 16% (до 1871 преступлений). В первом полугодии 2018 г. террористическая преступность в России снизилась на 14%( 968 преступлений).

Позитивный эффект связан, прежде всего, с квалификацией действий россиян, выехавших в Сирию для участия в террористической деятельности, после признания "Исламского государства" международной террористической организацией (далее - МТО), только по ст. 205.5 УК РФ, в то время как в 2014 - 2015 гг. квалификация аналогичных деяний осуществлялась по совокупности  с ч.2 ст. 208 УК РФ.

Снижение показателей объясняется также активной работой правоохранительных органов по выявлению лиц, причастных к деятельности МТО за рубежом в предыдущие годы, значительным снижением числа россиян, выезжающих за пределы Российской Федерации для участия в террористической деятельности.

Между тем делать вывод о решающем переломе в борьбе с терроризмом пока преждевременно. Как показывают опросы, проведенные ВЦИОМ, террористические угрозы российскими гражданами в настоящее время воспринимаются гораздо более реально, нежели несколько лет назад, - 32% опрощенных заявляют о значительном усилении угроз международного терроризма. 

2009 2010 2011 2017
1 2 3 4 5
Значительно усилилась 9 9 9 32
Несколько усилилась 19 28 25 28
Осталось примерно такой же 40 37 46 20
Несколько ослабла 19 17 13 12
Существенно ослабла 2 2 1 5
Затрудняюсь ответить 11 7 6 3

    В настоящее время наблюдается смена тактики преступной деятельности МТО, что значительно осложняет работу правоохранительных органов по предупреждению террористических преступлений.

Отмечаются попытки МТО распространить тактику террористической деятельности посредством использования террористов - одиночек в сочетании с созданием так называемых спящих ячеек, объединяющих пособников террористической деятельности в региональные сетевые структуры. Отсутствие полной и достоверной информации о их количестве, социальных характеристиках не позволяет объективно оценивать масштабы и формы исходящих от их угроз. Тем более что зачастую в качестве орудий совершения терактов используется обычные транспортные средства.

Вызывает опасения широкое применение террористами новых технологий, в частности ударных беспилотников самолетного типа, каналы поставки которых остаются неизвестными. Ввиду доступности подобных средств ведения боевых действий, а также широкого и притом практически неконтролируемого использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) гражданским населением, требуется принятия оперативных мер, как правового, так и технического характера, направленных на усиление контроля за производством оптовыми (розничными) поставками БПЛА и их эксплуатацией.

Помимо этого, террористами предпринимаются все более изощренные способы пополнения своей материальной базы. Например, одним из последних источников финансирования террористической деятельности стали игра онлайн - казино и хищение денег через подставные интернет - магазины. 

Прогнозирование, выявление и анализ негативных тенденций террористических вызовов и угроз невозможны без установления причин и условий, способствующих террористической деятельности, которые не только не теряют своей актуальности, а напротив, усугубляются. 

Как показывают криминологические исследования, террористическая преступность детерминируется взаимодействием ряда внешних и внутренних факторов, которые подробно рассмотрены в предыдущих исследованиях.

Помимо этого, нельзя не учитывать того факта, что на 12 сентября 2018 г. в Единый федеральный список входит 27 организаций, признанных в соответствии законодательством Российской Федерации террористическими, подавляющее большинство из которых относится к категории международных. Каждая из них представляет собой потенциальный источник террористических вызовов и угроз.

Понимание сущности современного терроризма и наличие сведений об отдельных его видах и их специфических признаков позволяет придать работе по прогнозированию, выявлению и анализу негативных тенденций террористических вызовов и угроз целенаправленность. 

Результаты проведенных в Университете прокуратуры Российской Федерации исследований позволили установить неоднородность специфических характеристик терроризма и предложить соответствующую классификацию этого криминального явления. 

Терроризм, инициируемый и организуемый из - за рубежа, способ ведения так называемой суррогатной войны. При ведении такой войны преследуются определенные геополитические цели (ослабление российской государственности, фактическая ликвидация суверенитета, обеспечение свободного доступа к природным богатствам страны и др. ) По материалам уголовных дел и интервью с осужденными террористами в организации подготовки террористов и террористических проявлений просматривается участие представителей спецслужб иностранных государств.

Анализ показывает, что практически все террористические акции в России носят организованный характер.

Сепаратистский терроризм, инициируемый и организуемый при поддержке из - за рубежа преимущественно лицами, проживающими на территории национальных образований, многие из которых являлись или являются участниками организованной преступной деятельности (включая экономическую, должностную, против основ конституционного строя и безопасности государства, против конституционных прав и свобод человека и гражданина, общеуголовную и др.) рассчитывают на отделение от России, вхождение во власть новых государственных образований, распоряжение национальным достоянием республик и уход от уголовной ответственности за прежние криминальные деяния. 

Псевдорелигиозный, часто так называемый исламский терроризм, инициируемый и организуемый идеологами "Великого Халифата" и соответствующей геополитической экспансии. В том числе лицами, пропагандирующими разнообразные "версии" ислама и использующими возможности психологического воздействия на посетителей многочисленных медресе и мечетей, действующих вне рамок закона.

Терроризм анархистов, носящих международный характер. При этом отмечаются активные действия по вовлечению анархистами в свои ряды молодых людей нерусской национальности.

Терроризм экстремистов, базирующийся на убеждении, что не являются результативными принимаемые в рамках закона меры борьбы с сепаратистами, исламским терроризмом, незаконной миграцией и связанной с ней организованной преступностью, а также иными криминальными. проявлениями. Как и за рубежом, выделяется терроризм левых и правых экстремистов.

Знание специфических характеристик приведенных разновидностей терроризма и его грамотная реализация позволяет повысить уровень организованной работы по прогнозированию, выявлению и анализу негативных тенденций террористических вызовов и угроз.

В зависимости от уровня нормативного правового регулирования можно выделить, по крайней мере, два взаимодополняющих друг друга вида террористических вызовов и угроз: 

  1. Предусмотренных общепризнанными  нормами международного права;
  2. Предусмотренных базовыми документами стратегического планирования направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; 

К первому виду относятся террористические вызовы и угрозы, актуальные той или иной степени для всего мирового сообщества, каждая из которых нашла свое закрепление в конкретном международном правовом акте в сфере противодействия терроризму. В их число входят универсальные соглашения, разработанные в рамках Организации Объединенных Наций, которые подробно рассмотрены в предыдущих статьях.

Так, в соответствии с п.1 раздела 1 Концепции основными тенденциями терроризма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации являются: 

  1. увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;
  2. расширение географии терроризма, интернациональной характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
  3. усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;
  4. повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований  и развитой инфраструктурой;
  5. усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;
  6. повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально - технической оснащенности террористических организаций;
  7. стремление субъектов террористической деятельности завладеть орудием массового поражения;
  8. попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
  9. разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших;

Согласно абз. 3,6 п.43 Стратегии одними из основных государственной и общественной безопасности являются: 

  1.  деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на: 
    1.  насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
    2. дестабилизацию работы органов государственной власти;
    3. уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры;
    4. устрашения населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химическими и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфоструктуры Российской Федерации.
  2. деятельность связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе.

Ситуация, разворачивающаяся вокруг ИГИЛ, демонстрирует клубок современных международных проблем, центральной из которых является проблема сохранения суверенитета отдельных государств.  Подобная постановка вопроса объясняется тем, что действуя двух, казалось бы, противостоящих друг другу сил (западная коалиция и ИГ) в конечном итоге имеют одинаковые последствия в виде нарушения суверенитета Сирийской Арабской Республики и ряда других соседних государств.

Эксперты Российского института стратегических исследований отмечают, что с 2012 по 2014 г. ближневосточные союзники по антиасадовской коалиции при поддержке США активно снабжали ИГ финансами и оружием, способствуя его усилению и превращению в серьёзную военную силу. Однако основная опасность этой структуры заключается не только в количестве боевиков и наличии у них современного оружия, сколько в притягательности для многих мусульман идеи халифата, который они воспринимают, как  практическую реализацию мечты о " справедливом" государстве, построенном в противовес авторитарным и коррупционным правительствам Востока и чуждым мусульманскому миру идеалам и ценностям Запада. Именно поэтому победить ИГ и радикальный исламизм только с помощью военной силы невозможно, так как он уже пустил глубокие корни в разных странах и регионах.

В точки зрения прогнозирования террористических вызовов и угроз наибольшую трудность представляет собой выявление сторонних международных террористических организаций, в том числе тех, кто входит в так называемые спящие ячейки. Отсутствие полной и достоверной информации об их количестве, социальных характеристиках не позволяет объективно и в полной мере оценивать масштабы и формы возможных террористических вызовов и угроз, особенно в период крупных политических событий.

Так, по мнению эксперта Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований  Г.А Хизриевой, необходимо осуществлять мониторинг ситуации в медийном пространстве на предмет проявление русофобских и антироссийских тенденций в регионах с преобладающим мусульманским населением.

Современный терроризм демонстрирует способность к быстрым трансформациям, проявляясь все в более разнообразных формах. Это требует постоянного совершенствования мер, направленных на борьбу с ним. Несмотря на всю важность прогнозирования, выявления, анализа негативных тенденций террористических вызовов и угроз, эта работа является лишь подготовительным этапом для устранения террористических угроз.

Результаты анализа негативных тенденций терроризма, в том числе с учетом прогнозируемых сценариев развития ситуации, а также отдельных характеристик террористической деятельности, позволили сформулировать ряд мер, направленных на устранение террористических угроз.   

Меры международного характера

1. С учетом решения задач национальной безопасности наиболее эффективное устранение террористических угроз возможно путем активного использования  более тесного международного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (далее ОДКБ), поскольку отмечается признаки перемещения террористов с территории Ирака и Сирии на территории государств Центрально - Азиатского региона.

В настоящее время ОДКБ - единственная на евразийском пространстве международная организация, обладающая всем набором реальных коллективных возможностей обеспечения безопасности своих государств - членов. 

В рамках ОДКБ осуществляется реальная координация внешнеполитической деятельности, основанная на коллективной указаниях постоянным представителем государств - членов при международных организациях.  

В связи с ростом террористических угроз на афганском и центральноазиатском направлениях необходимо укрепление всех компонентов ОДКБ. Особо следует отметить, что наряду с военными компонентами требуется усиление возможностей Организации в сфере борьбы с пропагандой ИГИЛ и других исламистских террористических группировок. 

Практика работы специальных служб - членов ОДКБ свидетельствует о том, что большинство преступлений террористической направленности совершается высоко сплоченными, тщательно законспирированными сообществами и организациями. Для прикрытия такой противоправной деятельности террористы нередко используют официальные организации, созданные в установленном законодательном порядке.

Для пресечения подобной практики, во исполнение положений Глобальной контртеррористической стратегии ООН о внедрении справедливых и прозрачных процедур включения организаций в соответствующие списки Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 октября 2016 года утверждено Положение о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ.

Гармонизация антитеррористического законодательства является важнейшей формой сближения правовых систем, позволяющей одновременно как преодолеть различия в национальных традициях, уровне развития и подходах к решению правовых проблем, так и использовать правовые формы, присущие национальным правовым системам.

С учетом изложенного, в целях гармонизации законодательства в сфере признания организаций террористическими признано целесообразным рекомендовать государствам - членам ОДКБ:

  • предусмотреть правовую возможность привлечения организации к ответственности за участие в террористической деятельности в форме ее ликвидации (запрета деятельности), а также внесения сведений о ней в соответствующий национальный перечень
  • предусмотреть правовую возможность признания организации террористической и включения сведений о ней в соответствующий национальный список на основании списка, утвержденного Советом Безопасности ООН, либо Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ

Результаты анализа норм международных правовых документов преступной деятельности современных международных террористических организаций позволяют сделать вывод о необходимости более широкого толкования субъекта агрессии. Если ранее сложно было представить, чтобы в качестве такого выступало какое - либо образование помимо государства или группы государств, то в настоящее время ситуация изменилась. нанести ущерб государственному суверенитету путем широкомасштабных вооруженных действий, приводящих к множеству жертв, способна и международная террористическая организация.
Таким образом, в целях создания трибунала для суда и наказания главных преступников, связанных с деятельностью ИГИЛ, представляется целесообразно включить в число субъектов, осуществляющих агрессию, помимо государства и международную террористическую организацию. Формой закрепления подобной меры могла бы быть соответствующая Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН.

Меры идеологического (информационного) характера

Важнейшим фактором распространения терроризма в настоящее время выступает идеологическое вторжение в жизнедеятельность российского социума, рассматриваемое сегодня как основной компонент, объединяющий членов террористических и экстремистских организаций, формирующий характер и направленность их деятельности, а также средство вовлечения в террористическую и экстремистскую деятельность различных слоев населения.

Поскольку заметной активностью в осуществлении экстремистской и террористической деятельности обладают организации , позиционирующие себя в качестве религиозных, противодействие идеологическому вторжению, как одну из наиболее эффективных мер предупреждения террористических вызовов и угроз, целесообразно осуществлять на основе эффективного взаимодействия государства с религиозными организациями , представляющими традиционные для нашего государства конфессиями. 

Особенно важна опора на официальные исламские институты, передовые идеи исламских богословов и в целом исламскую политико-правовую парадигму, направленную против экстремизма и терроризма, которая должна стать главной целевой установкой в организации и осуществлении информационного преодоления радикальной идеологии. 

Меры организационного характера   

На активизацию надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность и предварительное расследование, в сфере противодействия терроризму направляются основные усилия органов прокуратуры. Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о наличии таких повторяющихся нарушениях законодательства, как: недостатки в организации оперативно - розыскной профилактики преступлений террористической направленности, не выяснение органами следствия обстоятельств, побудивших обвиняемых к вступлению в ряды террористических организаций, не устанавливаются источники поступления оружия, боеприпасов, экстремистской литературы, каналы финансирования. 

Вместе с тем, например, отсутствие достоверной информации об истинных мотивах выезда российских граждан и граждан стран Центрально - Азиатского региона (ЦАР) для участия в боевых действиях на территории Сирии и Ирака в составе МТО ИГ и " Джебхат ан -Нусра" препятствуют повышению системности противодействия террористическим вызовам и угрозам, в том числе путем выработки позитивной контр идеологии.

Устранение выявленных правонарушений позволит существенно повысить результативность работы правоохранительных органов на этом направлении.